<

Интервью с Борисом Воронцовым — создателем ENB


Это была темная сентябрьская ночь. Я был одет в темный плащ и грязную белую бейсболку с надписью «Во-о-от». В правой руке я держал диктофон, а в левой — свою правую руку, так как она дрожала. Я слишком поздно понял, что боюсь темноты.

Борис вышел из-за угла и помахал мне. И двинулся к нему навстречу, оглядываясь по сторонам каждую секунду. Черт бы меня подрал в следующий раз назначать встречи для интервью где-то в темных убогих трущобах богом забытой Калифорнии.

Мы сели на скамейку, предварительно стряхнув с нее золотой песок побережья и какую-то пьяную кинозвезду. Последний пробурчал «I wish I chose the red pill…» и уполз на восток.

Я откашлялся, включил диктофон и начал задавать вопросы.

Интервью с создателем. Создателем ENB


Расскажи немного о себе, сколько лет, где живешь, кем работаешь/учишься?

Мне 33 года, сейчас живу в Питере (часто переезжаю из-за отсутствия собственного жилья). Подрабатываю фрилансом, в основном мелкая работа по программированию или моделированию для игр. Последние два года участвую в проекте RTS, разрабатываемой на средства участников, так что это работой назвать сложно. Конечно, уже давно не учусь и ни за что не вернусь в университет, в нашей стране это бестолковая трата времени.

Фактически я пофигист и тунеядец, надоело прилагать впустую усилия, вот и стараюсь просто протянуть жизнь абы как, пока не появится какая-то зацепка, смысл и желание. В общем, ничего интересного.

Ты не раз говорил о том, что Rockstar, мягко говоря, мешают модифицировать свои игры, в частности, их политика обновлений в плане GTA 4 была не слишком удобной для разработки ENB Series. Можешь рассказать об этом подробнее?

Прежде всего, у меня игра не работала должным образом до патча 1.0.2.0, видно было лишь фон и главного героя. Когда появился работоспособный патч, начались проблемы с ошибками игры, из-за которых некоторые эффекты периодически работали неверно, а пока я все устранял, появился очередной патч, исправляющий часть этих ошибок и добавляющий еще порцию очередных.

Естественно удовольствие не доставляет опять заново изучать, где что глючит и фиксить. Уже плохо помню, что там было, но наиболее заметная — это отключение некоторого типа источников света ночью при удалении от них, туда же и резкое изменение яркости света. Тестирование в GTA 4 отнимало огромное время, приходилось кататься по всем районам, переключая погоду, внимательно смотреть на все объекты с разной дистанции, а с каждым патчем повторять такое было сущим адом, меня уже тошнит от музыки, заставок и прочего в игре. Сам виноват, что так дотошно относился, сейчас уже так не разбрасываюсь временем.

Почему Rockstar изначально не могут сделать свои игры более красочными? Ведь им это сделать все же легче, чем одному тебе.

Дело не в красочности, причин может быть много, попробую их перечислить, как вижу.

Прежде всего, огромное влияние оказывает мода: время разработки GTA 4 совпало с тенденцией к обесцвеченным фильтрам серого, коричневого и зеленого цветов, хотя на самом деле это явление наверняка порождено какой-то одной известной игрой. Зрение легко обмануть, если сильно затемнить экран и убрать цвет, игроку это кажется более реалистичным, пусть и в каких-то нестандартных условиях, поэтому данный трюк используют при отсутствии качественного освещения и текстур.


Отсутствие вкуса у дизайнера или каких-нибудь менеджеров, принимающих решение о внешнем виде игры из готового набора концептов, тоже весьма вероятно. Лень программистов графики имеют место почти во всех игровых проектах, зачем напрягаться и рисковать, если можно за те же деньги сделать проще? Смущают ошибки в шейдерах, поэтому могу добавить причиной и недостаточную квалификацию программистов графики, это недопустимо для крупных проектов, где перепроверяется все по несколько раз.

Тебе поступали предложения от каких-либо игровых разработчиков по поводу работы (если да, что из этого вышло)? Или хотя бы поздравления или благодарности.

Было несколько раз от московских фирм, но я не склонен к переезду ради работы, и хочу оставить хоть какое-то удовольствие от разработки, не следуя строгим ограничениям и графикам, руководить проектом гораздо интереснее. На предложения удаленного сотрудничества отвечал положительно, сделал несколько эксклюзивных версий модификации для индии-игр, исправил ошибки в некоторых известных играх.

Сейчас почти все время трачу на тактическую стратегию, в которую пригласили два года назад для улучшения графики, только графике время почти не могу уделить из-за уймы проблем с оптимизацией и памятью.

Как ты относишься к моду iCEnhancer, сделанному на основе ENB, и к его разработчику?

Иногда общаемся с автором в фейсбуке. Сам мод не ставил, его скриншоты на моем мониторе выглядят слишком блеклыми днем. Да и не могу играть в игру, которую тысячи часов исколесил во время тестирования мода, лишь машины меняю на что-нибудь посимпатичнее для скриншотов и не более того.

Не было обидно, когда Rockstar на своем сайте опубликовали новость, посвященную iCEnhancer? Хотя главным героем, по идее, должен был быть ты.

Я не завистливый и без ложных амбиций, да и отношения с R* у меня очень напряженные, они скорее разорятся, чем что-то положительное обо мне скажут.

У тебя есть планы на будущее? Сколько лет еще собираешься заниматься разработкой ENB Series?

Жизнь складывается так, что планы не удается реализовать, поэтому пассивно плыву по течению. Хочу завершить работу и перейти на разработку собственных игр и развитию ENBSeries, но вот уже пол года откладывается такой план по техническим причинам в игре, в которой участвую.

Раньше создание ENBSeries было развлечением, потом превратилось в мучение, сейчас скорее отдушина и возможность отвлечься и сделать хоть что-то полезное. Конечно, прогресс не стоит на месте и новые игры скоро вообще не будет смысла модифицировать, а старые станут никому не нужны. Прогнозировать не берусь в таких условиях, на сколько актуален останется мод через 5 лет, но пока интерес будет у игроков, попытаюсь не бросать разработку.

С выходом GTA 5 вернешься к Grand Theft Auto?

Скорее всего да, по скриншотам игра идентична четвертой части без цветовых фильтров, ничего радикального для повышения реализма не увидел.

Как ты относишься к типичной аудитории GTA? Можешь сказать, почему сложилась такая ситуация вокруг многослойной игры с достойной историей? Ведь это почти как история со Стивеном Кингом, например, которого большинство людей считает его писателем дешевых ужасов, хотя он годный романист.

Давным-давно обожал GTA и пытался найти аналогичные игры, но при разработке столкнулся с игроками, подавляющее большинство которых вели себя фамильярно, уничижительно и как будто я им чем-то обязан. Через год такого «общения» старательно затер все упоминания номера аськи и стал банить всех доброжелателей, которые выводили из равновесия на месяцы.

Еще спустя пару лет понял, что это большинство игроков таковы, а не гташники. Мне нравится, что делают моддеры и уважаю их за это, но получается, вся работа скидывается в яму диким кабанам. Сама игра как бы не о лесопосадках, в третьей части и в «вайсе» было что-то о чести и достоинстве, а GTA San Andreas и «четверка» превратились в обычную грязь про разборки. Примерно так же я прочувствовал изменения в игроках, хотя, может это лишь показалось, либо предвзято отношусь. Игра дает много развлечений игроку, собирая более широкую аудиторию, чем остальные игры, возможно в этом кроется причина проблем.

Насколько, по-твоему, хороши части GTA с технической точки зрения? Какую можешь выделить, а какую засадить?

Третья часть была весьма прогрессивной во время релиза, все остальные уже не поспевали и не отличались ничем выдающимся. Проблема в том, что даже «четверка» многое унаследовала от предыдущих, притом не самое лучшее.

Наиболее выдающееся, что не могу обойти вниманием — качественные текстуры в GTA 4 (не все конечно), именно они позволяют добиться фотореалистичного вида строений при правильном освещении. Игры с открытым миром сложно оптимизировать и одними силами программистов не обойтись, не стоит особо придираться к производительности, но я недоумеваю, почему четвертую часть не продумали с учетом опыта трех предыдущих? PC версия игры наступила на все грабли железа, которые только есть и о которых должен знать любой разработчик игр.


Как давно ты занимаешься ENB и что тебя подтолкнуло на эту графическую дорожку?

С 3 декабря 2007 года начал делать мод. Нужно было потестировать один эффект, а поленился сцену моделировать, вот и подключил к GTA San Andreas первый мод.

Ты пользуешься социальными сетями? В каких есть? Как вообще относишься к всеобщей социлизации?

Редко пользуюсь, фактически принуждая себя, чтоб совсем не одичать. Не знаю, может собеседников не могу найти с общими интересами (точнее и не думаю искать).

Зарегистрирован вконтакте, фейсбуке и одноклассниках, но кроме фейсбука почти никуда не захожу.

Насчет соцсетей мнение скорее негативное, не похоже, что они дают хорошие дружественные отношения, более смахивает на место излияния любой информации, да еще время убивает в огромных количествах. Мое мнение ничего не стоит, опыта нет и знаний.

Ты геймер или просто так сложилось и ты делаешь то, что нравится геймерам?

Раньше был харкорным игроком, но с разработкой мода все меньше и меньше играю, сейчас уже если три игры в год прохожу, то можно записывать в рекорды. Скучно стало мне или игры современные такие, не знаю.

Серия Grand Theft Auto как-то повлияла на твою жизнь? Какие можешь вспомнить приятные моменты с ней связанные? Или отрицательные.

Сразу отмечу, что не пытался угонять машины или отстреливать прохожих. Когда видел авто, что и в игре, сразу возникали мысли о гадском управлении этих машин, и в душе плевался, мечтая о инферно и комет. Конечно, это кратковременное явление и оно давно прошло, но было очень забавно так чувствовать. Больше ничего не припомню из накладывающегося на реальность, хотя, к примеру, после Tomb Raider в девяностых непроизвольно пытался сделать прыжок-кувырок назад всякий раз при неудачном переходе через дорогу.

Внутреигровые моменты самые запоминающиеся это, пожалуй, как нашел самолет с обрубленными крыльями и пытался на нем летать, изобретая разные способы полета даже во сне. Неприятное, наверно, кладбищенская сцена с матом в San Andreas, когда осознал, что покататься с итальянской оперой не получится.

Ты бы хотел зарабатывать на ENB? Ведь столько времени уже этим занимаешься. Или все держится на чистом энтузиазме?

А я и зарабатываю, на рекламе сайта. Моддинг достаточно трудоемкий, сперва по глупости увлекся и тратил время не работая, но где-то полтора года назад поменял стратегию и выделяю моду столько времени, сколько накапало с рекламы. Никакой материальной поддержки не имею, так что это наверно единственный способ не бросить проект (купить жилье и моддить это похоже несбыточная мечта).

А что тебе вообще дало занятие ENB Series? Что можешь выделить по итогам пройденных лет?

Ничего не дало хорошего, кроме осознания, что хоть какую-то пользу принес и радость. Сейчас правда это способ отвлечься неплохой, но неприятно осознавать, что интерес к играм отшибло, думал, буду и на пенсии играть.

Вопросы от 45th:
— Как расшифровывается ENB?

Достаточно часто спрашивают о «ENB», не знаю, чего так привязались. Вкратце, это моя муза, поклонником которой являлся долгое время и оставил себе ник на память.

— Какова ваша основная работа в жизни?

Нет основной работы, вернее я не могу охарактеризовать свой род деятельности основной работой. Всякий раз как заканчиваю подработки и возвращаюсь к созданию собственной игры, опять требуются деньги и ищу заказы. В принципе все это касается разработки игр, так что можете считать, что разнорабочий-проститут геймдевелопинга.

— Как вы выбираете игры, для которых создаёте свою модификацию? Всё зависит от популярности игры или не только?

Раньше не выбирал игры, просто просили и делал мод. Когда понял, что такой подход нецелесообразен, стал выбирать наиболее оптимальный баланс популярности игры, ее предполагаемой жизни (мод ведь сделать время надо), насколько качественным может быть результат после применения эффектов. Игроки уже перестали интересоваться эффектами в утрированном виде типа все в блуме или дофе, так что последний пункт особенно важен.

Вопрос от Leonardo1992:
— Будете ли вы продолжать усовершенствовать ENB для GTA IV?

Ага. Но как только завершу работу над теми проектами, которые все время отнимают.

Вопрос от Inetcom:
— Вы думали об оптимизации, когда делали ENB?

Не-а. Некоторые версии не подлежат оптимизации без огромных затрат времени, это архитектурные ограничения от MS. Эксклюзивные версии в этом плане более перспективны, но не могу оптимизировать, потому что практически любое изменение/дополнение приводит оптимизацию в негодность, так что пока не уверен в завершении под некую игру, не оптимизирую.

Вопрос от iGROK:
— Будешь ли ты дорабатывать ENB под патч 1.0.7.0? Версию 0.083 стоит ждать?

Да.

Вопросы от Orangebrains:
— Ты обещал новую DLL-ку 21 сентября. А ее до сих пор нет. Когда будет релиз?

Ничего не обещал и даже не намекал о датах.

— Сделаешь ли ты в новом ENB свободный семплер, как в Нью-Вегасе?

Про свободный сэмплер не понял, о чем речь.

Вопрос от SkyDaRk:
— Будет ли ENB оптимизироваться тобой, чтобы «вау-графа» была и на слабом железе?

Только когда пойму, что больше нечего добавить или изменить в некой версии, до этого момента оптимизация это пустая трата времени, весьма сложная.

Вопрос от Dddik:
— Почему ENB перегревает видео карту??? Да и на глаза плохо влияет, одни негативные последствия.

Потому что видеокарты надо покупать качественные и ставить не в китайский тазик за двадцать баксов. Исследование влияния ENBSeries на глаза проводились британскими учеными без сертификации, поэтому я подожду выводов отечественных специалистов и официального запрета на распространение.

Вопрос от C44444Z:
— Следишь ли ты, за новостями GTA V? Фанатом какой игры (игр) ты являешься?

Не слежу ни за какими играми, времени сейчас не хватает, а поиграть можно будет всегда. Фанатом GTA не могу называться, это просто одна из любимых игр, а наиболее приятная Vice City. Однако просто покататься и развлечься предпочитаю в San Andreas.

Вопросы от NewPlayer:
— Какая конфигурация у вашего ПК?

Athlon ii 435 x3 2.9 GHz, Gigabyte ga-m61p-s3, Zotac GeForce 9600GT 512 Mb, 3 Gb DDR2-667 Hynix RAM, Creative X-Fi Music, 7 Tb HDD (5*Hitachi, 1*WD, 2*Samsung), Corsair 620HX PSU, Thermaltake M9 case, LG F700P 17".

— В какой игре по вашему мнению самая лучшая графика?

Никогда не сравнивал графику на PS3 и Xbox360, могу лишь предположить из характеристик, что на «боксе» должно быть лучше по количеству видимых объектов и текстуры более четкие. Хотя на BD можно засунуть больше контента и тех же текстур, тут уже от разработчиков движка зависит, сколько они смогут впихнуть в ограниченные ресурсы, на экране видимые текстуры занимают мало памяти фактически.

— Что вы думаете о консолях?

Не имею возможности опробовать современные консоли, каждый раз как решаюсь на приобретение, пересматриваю игры популярные и осознаю, что они не стоят покупки, не меньше удовольствия получу от эмулятора PS2. На старых приставках нравились игры специфические, которых никогда не было на PC, а сейчас играть в шутеры на консолях это абсурд. Посидеть со знакомыми за одним экраном веселее.

— Что вы думаете об отечественной игроиндустрии?

Отечественная индустрия игр претерпела слишком большие изменения после кризиса и уже не могу относиться к ней пренебрежительно, как к сплошному потоку багов. Вполне конкурентноспособны некоторые студии с западными, отличия фактически лишь в монструозности.


Вопросы от Hovac:
— Собираетесь ли вы делать новые версии ENB для GTA: SA и GTA 3, Vice City?

Только для San Andreas будет новая версия, а GTA 3 и Vice City очень маловероятно.

— Почему делаете свои модификации забесплатно? В новостях на вашем сайте, вы часто пишете о негативных отзывах и то что, люди не всегда ценят ваш труд, усилия.

Уже некоторое время не делаю бесплатно, компенсируя рекламой. Конечно, ненавистники выводят из строя надолго, но это деньгами не компенсируешь и борюсь другими методами.

Вопрос от Арсена Седова:
— Сколько времени тебе понадобилось для создания данной модификации?

На первую версию часов 7. На самую сложную, для GTA 4, несколько тысяч (но это тестирование туда же входит). В среднем, на каждую игру уходит от пары дней до полумесяца, зависит от архитектуры движка и какие эффекты хочу реализовать.

Вопрос от Салавата Хайрутдинова:
— Откуда у тебя такие знания? Сам учился? Откуда получил такой опыт работы?

3D графикой занимаюсь давно, изучал самостоятельно. Опыт сложился из использования и модификации разных игровых движков, написания своего.

Вопрос от Антона Ильина:
— Известны ли реальные случаи сгорания видеокарт при игре с ЕНБ?

Да, но только с версией 0.082b7 для GTA 4 и на видеокартах NVIDIA. Никакой вины модификации в этом нет, но пользователи этого не понимают, так что я удалил данную версию, все равно ничего не докажешь.

Вопрос от Дмитрия Самосюка:
— Готов помочь Russian CJ в доработке выпущенной GTA Vice City Rage? Модостроительством занимаешься, помимо ENB?

Больше никаким моддингом не занимаюсь, разработка игр более интересное занятие.

Послесловие


Огромное спасибо Борису Ворнцову за интервью. И большое спасибо всем пользователям GTA-Real.com, которые присылали свои вопросы. К сожалению, некоторые повторялись либо были уже написаны мной в предварительном списке, поэтому «выделиться» удалось не всем, но тем не менее.

В комментариях, помимо прочего, хотелось бы услышать — интересно было бы вам продолжение рубрики «Интервью» в таком вот формате?

Официальный сайт ENB: ENBDev.com
Тема на нашем форуме со скриншотами: пейзажи, автомобили.


опубликовал Splinter

Всего комментариев 17
Семетрий

29-09-2012 в 00:54 #
13 людей считают, что это хороший комментарий
 
Вот и интервью. Спасибо, интересно почитать.

upd
Quote
интересно было бы вам продолжение рубрики «Интервью» в таком вот формате?

Конечно. Всегда интересно узнать что-то из жизни известных людей, связанных с ГТА. smile
ARSEN

29-09-2012 в 01:11 #
 
Почитал,отлично всё прошло cool
P.S.Приятно было увидеть в списке вопросов свой вопрос biggrin
iGROK

29-09-2012 в 01:34 #
 
Тема очень понравилась! Если рубрика подобного рода будет продолжаться - я буду рад!
— — — — — — — —
Quote (Борис Воронцов)
Раньше был харкорным игроком, но с разработкой мода все меньше и меньше играю, сейчас уже если три игры в год прохожу, то можно записывать в рекорды. Скучно стало мне или игры современные такие, не знаю.

Я за собой тоже стал это замечать...
SkyDaRk

29-09-2012 в 02:37 #
 
приятно что получил ответ на свой вопрос , продолжать такую рубрику нужно ) happy
FIRUZm5

29-09-2012 в 07:11 #
 
В комментариях, помимо прочего, хотелось бы услышать — интересно было бы вам продолжение рубрики «Интервью» в таком вот формате?

да конечно!!! я читал не отрываясь!!!
Cool_Man

29-09-2012 в 07:16 #
 
Весьма интересно и познавательно. Спасибо Борису за старания. smile

P.S. Пролог классный biggrin
GTA_4_MAN

29-09-2012 в 12:26 #
 
Да, Юра, продолжай, выглядит и интересно и познавательно. biggrin

Молодец! smile
MoneyRunner

29-09-2012 в 13:58 #
 
Прочитал про бейсболку, и переключился в соседнюю вкладку, дабы посмотреть обновления на сайте. Подумал: "Наверное, имеется ввиду Бомж всея Руси". Вернулся, прочитал про "Во-о-т", и понял, что был прав biggrin А интервью классное! Я за продолжение в том же духе!
Hovac

29-09-2012 в 15:38 #
 
Было интересно и познавательно happy как говорится - Страна должна знать своих героев в лицо! В данном случае это должно звучать несколько иначе wink хотя учитывая ту работу которую Борис проделывает в одиночку, эти слова достойны его.
Dima-ki

29-09-2012 в 16:26 #
 
Интересно было почитать. Приостановился лишь что бы выключить утюг на чайнике, который лежал в стиральной машине.
modern0t0p

29-09-2012 в 17:22 #
 
Борис Воронцов молодец в созданиии ENB
RusUpdate

29-09-2012 в 19:11 #
 
Продолжение этой рубрики в таком формате будет очень интересно.
Интервью понравилось. По тексту видно, что Борис отвечает на вопросы совсем непринужденно и откровенно. Ну и порадовало то, что он не собирается бросать ENB Series на произвол судьбы.
Splinter, хорошая работа!
C44444Z

29-09-2012 в 20:03 #
 
Спасибо Борису за уделенное нам время smile Интересно почитать и новенького узнать. Борису пожелаю успехов, молодец!
IMD

29-09-2012 в 22:32 #
 
Продолжать рубрику конечно надо. Вот только удивили пессимистичные нотки в ответах Бориса. Точнее отсутствие какого либо позитивного настроения. Надеюсь это временно. Удачи Борис!
Святой

30-09-2012 в 18:16 #
 
Очень интерестно было почитать, ведь Борису мы обязаны такими здоровскими скринами
-Dimchik-

04-10-2012 в 21:13 #
 
Большое спасибо за интервью!
modern0t0p

07-11-2012 в 21:39 #
 
Мужики, я с ним разговаривал, ааа, зашибись да? biggrin
Он мне помог и все обьяснил!



Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или Войдите на сайт

Категории новостей:
GTA 5
Grand Theft Auto Online
GTA 4
GTA Chinatown Wars
GTA Vice City Stories
GTA Liberty City Stories
GTA San Andreas
GTA Vice City
Grand Theft Auto III
Grand Theft Auto
Издатели, разработчики
Скандалы
Grand Vote Battle
GRC News
HUD:
Реклама:
Ваша версия GTA 5 на PC?

33310 голосов
Кулстори:
Партнеры:
Русский MTA Клан EFO
Русский сайт SAMP
Кукушки:
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:
© 2007-2016
«При копировании материалов с сайта, будьте людьми — ставьте ссылку»